Нарастание взаимосвязей национальных хозяйств в Западной Европе

Стадии начинается активное национальных хозяйств, сопровождаемое глубокими сдвигами в их отраслевой структуре и территориальном размещении производительных сил, в концентрации и специализации производства. Эти процессы самым непосредственным образом затрагивают национальные интересы стран, вовлеченных в интеграционный процесс, точнее — интересы национального монополистического капитала. Одни из них выгодны, другие причиняют ущерб названным интересам. Буржуазное государство, все более активно вмешиваясь в экономическую жизнь, стремится, естественно, оградить страну от неблагоприятных внешних воздействий и в то же время максимально использовать благоприятные.
Однако в обстановке растущей экономической взаимозависимости ни то, ни другое почти невозможно делать в одностороннем порядке. Дело в том, что когда степень взаимозависимости достигает определенного уровня, хозяйственно-политические мероприятия, осуществляемые правительством одной страны, неизбежно оказывают воздействие па экономику других связанных с ней стран и, в свою очередь, подвергаются воздействию такого рода мер, принимаемых в этих странах. При высокой взаимозависимости национальных экономик резко возрастает и взаимозависимость хозяйственно-политических решений национальных властей. Такие решения и осуществляемые во исполнение их мероприятия утрачивают прежнюю действенность, а иной раз и вовсе приводят к негативным результатам. Это ставит перед правящими кругами интегрирующихся стран сложную дилемму, которую американский экономист Ричард Купер еще в 1968 г. сформулировал следующим образом: «Как сохранить многообразные выгоды широкого международного общения, свободного от уродующих его ограничений, обеспечивая в то же время максимальную степень свободы для каждой нации добиваться своих законных экономических целей».
Решение этой дилеммы заключается, очевидно, в том, чтобы найти формы и методы согласования не только внешнеэкономической, но и внутриэкономической политики государств — членов интеграционной группировки, причем в последнем случае — не только краткосрочной, но и долгосрочной (структурной) политики.