Сохраняя преемственность в общем направлении западноевропейской политики Франции, В. Жискар дЭстен решил пойти дальше своих предшественников по пути политической интеграции. На совещании «Европы девяти» на высшем уровне. Франция выступила с планом создания Европейского совета как высшей политической инстанции Сообщества, компетенция которой охватывала бы все сферы сотрудничества партнеров. В результате «Политический комитет» фактически утратил свой «сепаратный» статус, произошла известная унификация институтов.
Добившись создания в лице Европейского совета высокоавторитетной политической инстанции, которая может направлять и регулировать ход интеграционного процесса в Западной Европе, правящие круги Франции изменили свое отношение к Европейскому парламенту. Они согласились с проведением прямых выборов (которые блокировали на протяжении 18 лет) и таким образом — с повышением политического статуса парламентского института.
Это решение было принято в условиях острой политической борьбы, которая велась во Франции вокруг проблемы полномочий Европейского парламента. В результате в правительственном законопроекте было четко зафиксировано положение о том, что прямые выборы в парламент ничего не меняют в его полномочиях; вопрос об их изменении остается прерогативой национального парламента. На этом положении настояли коммунисты, поддержанные голлистами.
Таким образом, в подходе Франции к вопросу формирования политической надстройки Европейского сообщества к началу 80-х годов произошли серьезные и достаточно масштабные сдвиги. Они были особенно заметны, как уже отмечалось, в изменении французской позиции по проблемам внешнеполитического сотрудничества в рамках Сообщества. Французская дипломатия стремилась при этом активно использовать в национальных интересах международный коллективный вес Сообщества.