Правительство Л. Кальво-Сотело

Что касается общих внешнеполитических установок, то Ф. Гонсалес в интервью газете «Пайс» подчеркнул: «Не должно быть никакой внешней силы, которая обусловливала бы внешнюю политику Испании, и я… с удовольствием принимаю обвинение в том, что я являюсь националистом». Министр иностранных дел Ф. Моран во время визита в Бонн заверял, что испанская политика не будет диктоваться извне «ни ФРГ, ни Францией, пи США, ни Советским Союзом. Это будет испанская внешняя политика, и мы полны решимости и впредь проводить ее». Подобные заявления не свидетельствуют о стремлении нового правительства координировать испанскую внешнюю политику со странами ЕС. Твердая решимость добиться от Великобритании возвращения Гибралтара, отсутствие ясного на установление дипломатических отношений с Израилем могут добавить к экономическим вопросам, касающимся вступления Испании в ЕС, еще и политические.
Приход к власти испанских социалистов, близких по идеологии французским, не изменил позицию правительства Франции, твердо придерживающегося мнения о том, что не следует присоединять «дополнительную нищету к уже существующей нищете Европы». Не изменили положение дел и многочисленные правительственные контакты, состоявшиеся в 1983-1984 гг. между Мадридом и Парижем, единственным положительным следствием которых было согласие Франции на проведение параллельных переговоров о вступлении Испании в ЕС и о необходимых изменениях в структуре «Общего рынка».
Таким образом, несмотря на наличие в стране консенсуса в отношении участия в ЕС, вопрос о ее приеме далек от окончательного решения. Существенный отпечаток на рассматриваемую проблему накладывает определенное переплетение вопросов об интеграции в ЕС и в НАТО.
Португалия. Особенности перехода от авторитарного режима к буржуазной демократии в Португалии (революция, совершенная мирным путем под руководством прогрессивно настроенных военных; наличие влиятельной Компартии; крушение колониальной империи) обусловили формирование внешней политики страны в новых условиях и ее колебания между различными, ориентированной на «третий мир», и «атлантической». Их соотношение зависело от конкретной расстановки политических сил, а иногда и личности министра иностранных дел.