Благодаря французским инициативам была значительно расширена институциональная база сотрудничества партнеров в области внешней политики. Одновременно французская дипломатия оказывала заметное влияние на выбор внешнеполитических приоритетов ЕС. В результате процесс его самоутверждения в мировой политике шел наиболее активно по линии развития отношений с развивающимися странами и на «восточном» направлении, т. е. в тех сферах, с которыми связаны жизненно важные экономические и политические интересы Франции, как, впрочем, и ее западноевропейских партнеров. Эта внешнеполитическая ориентация Сообщества отвечала также французской концепции независимой «европейской Европы», которая должна наряду с США играть самостоятельную активную роль в мировой политике, отражая специфические автономные интересы западноевропейских стран внутри Североатлантического союза.
Франция проявила большую активность и инициативу по налаживанию сотрудничества между развивающимися странами и Европейским сообществом. Она способствовала развитию общеевропейского сотрудничества, вовлечению Сообщества в процесс разрядки напряженности в политических взаимоотношениях государств двух частей континента.
Париж выступал также в роли пионера и стимулятора перестройки взаимоотношений Западной Европы с США из более равноправной основе. Однако в данной области дипломатия Пятой республики далеко не всегда и не во всем находила поддержку партнеров по ЕС. Отчасти это связано с особым военно-политическим статусом Франции, ее стремлением проводить более независимую от США внешнюю политику, чем это могут (а возможно, и хотят) делать другие западноевропейские страны. Это естественно сказывается в сфере внешнеполитического сотрудничества стран — участниц ЕС, затрудняя и тормозя процесс согласования соответствующих национальных позиций.
Еще сильнее это дает себя знать в области военно-политических отношений стран — членов Сообщества.