Официальные просьбы Испании и Португалии о приеме в ЕС вызвали в целом благоприятный отклик со стороны Сообщества

Указанные проблемы привели к тому, что семилетние переговоры еще не завершены, хотя ориентировочной датой возможного вступления Испании и Португалии в ЕС является 1 января 1986 г. Наиболее непримиримую позицию занимает Франция (это относится как к правительству В. Жискар дЭстена, так и к правительству Ф. Миттерана), аграрный юг которой больше всего пострадает от конкуренции продуктов стран-кандидатов. Весьма осторожную позицию по той же причине занимает Италия. Наиболее сильное давление на Сообщество с целью ускорения приема новых членов оказывает ФРГ, заинтересованная в расширении торговых связей с ними.
Определенное сходство исторических судеб Испании и Португалии не исключает значительной специфики в их подходе к западноевропейской интеграции.
Еще в феврале 1962 г. франкистское правительство обратилось в ЕС с просьбой о приеме Испании, но получило отказ, который во многом объяснялся ярко выраженным отрицательным отношением общественности стран — членов Сообщества. В октябре 1970 г. между Испанией и ЕЭС было заключено преференциальное соглашение о торговле. «Испанское экономическое чудо» 60-х годов (основу которого составили иностранные, прежде всего американские, капиталовложения, денежные переводы рабочих-эмигрантов и доходы от массового туризма), с одной стороны, обусловило определенное сближение уровней экономического развития Испании и стран ЕС, а с другой — способствовало в определенной мере расширению рядов оппозиции: успехи экономического развития еще больше подчеркивали нерешенность политических задач. «Европеизм», который в то время понимался прежде всего как отрицание основных ценностей режима и, в частности, как политический плюрализм, стал основой сближения умеренных и левых, а также внутренней оппозиции с эмиграцией. КПИ занимала в период диктатуры позицию.
Общий процесс демократизации в Испании включал введение всеобщего избирательного права, создание буржуазно-демократических институтов власти, легализацию и свободное функционирование ранее запрещенных политических партий и профсоюзов, оформление новых политических течений, провозглашение прав и свобод личности. Эти перемены де факто и де юре существенно приближали в политическом плане Испанию к странам- членам ЕС.