Факты отражают наличие в политике ведущих, а также некоторых «малых» западноевропейских государств общей долгосрочной тенденции к большему распространению интеграционного процесса на сферу политики. В чем заключается главное содержание данной тенденции, каковы ее пределы?
Оставляя в стороне умозрительные конструкции западных государственных деятелей, буржуазных ученых и специалистов различных течений, следует, видимо, исходя из закономерностей развития государственно-монополистического капитализма на современном этапе, попытаться выявить обусловленное этими закономерностями общее направление осуществленных в течение многих лет конкретных мер по политической интеграции.
Прежде всего поведение государств — членов ЕС объективно обусловлено необходимостью привести политическую надстройку западноевропейской региональной интеграции в соответствие с изменениями в сфере производительных сил и производственных отношений, вызванными в основном научно-технической революцией второй половины XX в. Если научно-техническая революция требует для своей реализации нового уровня переплетения национальных хозяйств Западной Европы (их все более тесной интеграции), то это предполагает и создание политических институтов нового качества, способных выполнять по отношению к «Европе десяти» функции, по своей природе (хотя пока еще не по реальным параметрам своей сферы действия) аналогичные функциям, выполняемым национальными политическими институтами в рамках каждого государства региона в отдельности.
По воле всех членов ЕС в течение почти трех десятилетий осуществляется своеобразное «разделение труда» между старыми, национальными, и новыми, интернациональными, политическими институтами. Хотя Западная Европа остается (и в наш век, очевидно, останется) «Европой отечеств», в таких сферах, как внешнеэкономические связи, сельское хозяйство, уже сегодня довольно далеко продвинулся процесс передачи институтам ЕС прерогатив принятия решений, ранее относившихся исключительно к компетенции национальных инстанций.