Наконец, еще одной общей чертой курсов государств-членов в области строительства политической надстройки ЕС является стремление путем совместных выступлений на мировой арене содействовать достижению целого ряда внешнеполитических целей каждого из них в сфере межимпериалистических отношений, во взаимосвязях с развивающимися странами, во взаимоотношениях государств двух социально-политических систем.
Таким образом, в странах — членах ЕС в области отношений с внешним миром, так же как и во внутренней сфере, наметилось своего рода «разделение труда» между национальными и интеграционными политическими институтами. Верно, что в совокупной внешнеполитической деятельности государств — членов Сообщества до сих пор бесспорно преобладают, и, очевидно, еще долго будут преобладать автономные решения и действия каждого государства в отдельности, но удельный вес в этой деятельности разного рода коллективных акций растет.
Характерной чертой процесса политической интеграции в рамках ЕС стал глубокий разрыв между относительно высоким уровнем его развития в области внешней политики и низким уровнем в военной области. Правда, военно-промышленная кооперация ведущих стран Западной Европы становится все более широкой, однако система военно-политических связей в рамках ЕС остается довольно слабой.
В глобальных военно-политических установках государств — членов ЕС, в вопросах противостояния государств двух систем в Европе приоритеты отдаются опоре на военную мощь США. За исключением Ирландии, все они являются участниками Североатлантического договора. За исключением Франции и Ирландии, все они существенную часть своих вооруженных сил и военных баз подчиняют интегрированному командованию НАТО, где лидируют США. При анализе специфики подхода каждого из государств — участников ЕС к проблемам политической интеграции внимание сосредоточивается прежде всего на следующих трех моментах: истоки и отличительные черты преобладающей национальной концепции интеграционной политики, отношение к интеграции внешнеполитической и в военной сфере, расстановке внутриполитических сил.