Итальянский автомобильный концерн ФИАТ к концу 60-х годов имел около 9,5 тыс. фирм — смежников и субпоставщиков в самой Италии и почти 2 тыс. за рубежом, на них приходилась половина стоимости всех работ по проектированию и изготовлению автомобиля. Число фирм — субпоставщиков у крупнейших машиностроительных компаний достигло 30 тыс, и более.
Уже в конце 50-х-в 60-х годах в ряде районов Западной Европы и Северной Америки на этой основе стали складываться обширные международные производственно-технологические комплексы в химической, автомобильной, электротехнической промышленности. Этот процесс продолжает прогрессировать. Его значение в деле сближения, взаимоприспособления и в конечном счете экономической интеграции национальных хозяйств трудно переоценить.
Прежде всего формирование такого рода международных комплексов создает материальные предпосылки для постепенного преобразования автономных национальных производственных структур в более или менее целостные интернациональные производственные структуры. На этой материальной основе ускоряется процесс международного переплетения и сращивания отдельных массивов собственности на средства производства. Развитие международной производственной кооперации обычно сопровождается различного рода «участиями» в капитале компаний, которым принадлежат кооперирующиеся предприятия, созданием совместных производственных филиалов, холдинговых компаний и т. п. Эти сдвиги в сфере производительных сил и в области собственности на средства производства, в свою очередь, требуют существенного национальных правовых, фискальных, кредитных систем, растущей увязки хозяйственной политики соответствующих государств, создания определенных межправительственных органов и институтов.
Быстрому углублению международного разделения труда и формированию интернациональных производственно-технологических комплексов в Западноевропейском регионе в последние десятилетия способствовал и такой важный фактор, как развитие транснациональных корпораций, рост экспорта капитала и его международного переплетения.