Международно-политические факторы

Первый тип проявляется во вне как специализация и взаимодействие посредством рынка целых сфер общественного производства, второй — как предметная специализация и обмен отдельными. конечными продуктами, третий — как подметальная и пооперационная специализация и кооперирование в рамках отдельных предприятий. На ранних исторических этапах развития общественного производства решающая роль принадлежала общему разделению труда. Позднее, с развитием промышленности, эта роль перешла к частному разделению труда, которое стало главной движущей силой развития внутристрановой и международной торговли. Примерно со второй трети XX в. начинает выходить за рамки отдельных предприятий и даже за национальные границы, единичное разделение труда, которое приобретает растущее значение и в международной сфере.

С точки зрения процесса сближения национальных хозяйств и роста их взаимозависимости далеко не безразлично, что именно является предметом международной торговли: обменивается ли индийский хлопок на британские ткани (общее разделение труда), либо брюссельские кружева — на французскую парфюмерию (частное разделение труда), или же кузова автомашин и листовая штамповка, произведенные в Генте (Бельгия), — па изготовленные в Кёльне (ФРГ) двигатели, коробки передач и другие части тех же самых автомашин (единичное разделение труда). В последнем случае предприятия, обменивающиеся друг с другом узлами и полупродуктами одного и того же готового изделия, фактически выступают в качестве цехов или участков единого завода, выпускающего конечную продукцию — автомобиль. Здесь налицо производственная кооперация, которая в прошлом была возможна только внутри отдельного предприятия. Она привязывает партнеров друг к другу особо прочными и долговременными узами.

Выход такого разделения труда, а вместе с ним и производственной кооперации за пределы отдельных предприятий после второй мировой войны особенно широкие масштабы приобрел в технически сложных отраслях: авиа- и ракетостроении, электронной промышленности, автомобильной, химической, тракторной, станкостроении, приборостроении и т. п. Получив заказ на разработку, проектирование и создание такого рода изделий, крупная компания передает часть заказа на проектирование и производство крупных узлов и агрегатов специализированным фирмам — субподрядчикам первой очереди, которые в свою очередь распределяют соответствующие части заказа между субподрядчиками второй очереди и т. д.