Наднациональные схемы

Речь идет теперь не о том, чтобы противопоставить межгосударственному сотрудничеству наднациональные схемы, а о том, чтобы перевести это сотрудничество на более высокий уровень, придать ему новое качество. В этом отношении наиболее характерным явилось обсуждение в 1981-1983 гг. «плана Геншера-Коломбо».
Есть еще одно принципиальное обстоятельство, которое необходимо учитывать при анализе институциональных перспектив в Европейском сообществе. Развитие интеграционных процессов в экономической области (ликвидация внутренних таможенных барьеров, установление общего внешнего таможенного барьера, единая сельскохозяйственная политика, создание унифицированных условий конкуренции промышленных товаров, элементы валютной интеграции и т. п.) привело к определенному ослаблению механизмов государственно-монополистического регулирования, которые существуют в каждом из государств — членов Сообщества. Соответствующий эквивалент, который уже на уровне всего Сообщества должен был бы осуществлять управляющее воздействие на расширившийся по своим пространственным параметрам процесс воспроизводства, развит явно недостаточно для выполнения этой задачи в полном объеме. Воз-пик своего рода дисбаланс: рычаги, которые были утрачены на уровне национального государства, не были в полной мере воспроизведены в системе интеграционных механизмов. В результате эффективность государственно-монополистического регулирования нередко снижается. Иными словами, возникло неустойчивое промежуточное состояние, которое по может стать достаточно надежной основой для дальнейшего функционирования Европейского сообщества — ему рано или поздно придется либо возвращаться назад, к восстановлению полноценной системы государственно-монополистического регулирования на национальном уровне, либо идти вперед, создавая такую систему в масштабах всего объединения.
Первый путь, естественно, проще, но он наталкивается на нежелание участников утратить те экономические результаты, которые дал интеграционный процесс. Главное же препятствие, которое возникает на втором пути, связано с перспективой ограничения национального суверенитета и ослабления политических институтов, действующих на уровне государства.