Принцип межгосударственного сотрудничества

Каков же реальный статус созданного в Европейском сообществе политического механизма, насколько весома его роль в определении направлений, масштабов, темпов интеграционного развития? Происходит ли ослабление национально-государственных политических систем, становится ли процесс управления интеграционным сообществом и разработки его политики все более «европейским», возникает ли здесь такой политический потенциал, который приобретал бы самостоятельное значение по отношению к государствам-членам? Для общей характеристики этого аспекта политической интеграции целесообразно рассмотреть соотношение двух начал в деятельности Европейского сообщества — принципа межгосударственного сотрудничества и так называемого «наднационального принципа».
Принцип межгосударственного сотрудничества — традиционная основа деятельности многих международных организаций, в которых для принятия или реализации того или иного решения необходимо согласие всех участников. В сущности, это означает одно: государству формально не могут навязать такие решения, против которых оно возражает (разумеется, при этом мы оставляем в стороне вопрос об использовании различных и зачастую довольно эффективных средств воздействия на «несогласных»).
«Наднациональный принцип», напротив, означает возможность принятия таких решений, которые могут вызывать возражение отдельных участников, но которые тем не менее становятся для них обязательными. Иными словами, речь идет о юридически закрепленном или даже только утвердившемся па практике ограничении «свободы рук» независимого, суверенного государства, о предварительной, заранее оговоренной его готовности отказаться от тех или иных своих функций или прерогатив. Это относится как к государству в целом, так и к отдельным элементам его политической системы, которые также могут осуществлять взаимодействие со своими контрагентами из стран-партнеров на основе «наднационального принципа».