Наднациональный принцип

Ограничение самостоятельности участников интеграционного сообщества и усиление наднациональных аспектов в его политическом механизме могут происходить разными путями. Наиболее важные из них касаются принципов формирования интеграционных институтов, методов их работы, характера принимаемых ими решений, предоставленных органам Сообщества полномочий и их реальной роли в интеграционном процессе.
В той или иной мере эти различные аспекты в политическом механизме Европейского сообщества присутствуют. Так, например, функционеры некоторых интеграционных органов (Комиссии, Суда) не имеют императивных мандатов от своих государств. Хотя они и назначаются соответствующими правительствами, но в своих действиях должны руководствоваться наднациональными «европейскими» побуждениями, а не отстаивать интересы своих стран, как это бывает в органах традиционного межгосударственного сотрудничества. Роль «наднационального принципа» особенно ощутима в формировании Европейского парламента — национальные правительства, а с 1979 г. и национальные законодательные ассамблеи «отстранены» от определения состава этого интеграционного органа.
Наблюдаются элементы и в практике принятия решений интеграционными институтами, но они либо весьма эфемерны, либо более чем ограничены по своим последствиям. Так, например, Европейский парламент в принципе может принять такое решение, против которого будут возражать все представленные в этом органе депутаты какой-либо страны Европейского сообщества. Но из этого вовсе не следует, что данное решение будет для данной страны обязательным к исполнению, так как сама парламентская ассамблея интеграционного объединения имеет по преимуществу консультативный статус. С другой стороны, в наиболее влиятельных инстанциях Европейского сообщества каждое из государств-участников фактически обладает правом вето, и лишь в отношении второстепенных и процедурных вопросов решения могут приниматься большинством голосов, в обход правила единогласия.