• Без рубрики

Политические проблемы присоединения к ЕС государств Иберийского полуострова

Официальные просьбы Испании и Португалии о приеме в ЕС вызвали в целом благоприятный отклик со стороны Сообщества. Заинтересованность последнего в приеме Испании и Порту-талии обосновывается, в частности, тем, что это приведет к установлению определенного «географического равновесия» между северными и южными странами в Сообществе: к расширению его присутствия в Средиземноморье; к улучшению отношений интегрированной Западной Европы с Латинской Америкой (через Испанию), а также с Бразилией и рядом стран Африки (через Португалию); некоторую роль играют и престижные соображения, возможность подтвердить жизнеспособность интеграционного процесса.
Переговоры о вступлении ведутся как бы на двух: Испания — Сообщество, Португалия — Сообщество (по настоянию Португалии раздельно, но на равных с Испанией условиях), а также Испания — каждый член ЕС, Португалия — каждый член ЕС. Регулярно происходят встречи на уровне глав делегаций и их заместителей.
В ходе переговоров возникли значительные трудности экономического и политического характера. Экономические проблемы связаны прежде всего с опасениями ряда стран «десятки» относительно конкуренции дешевых сельскохозяйственных продуктов Пиренейского полуострова. Так, вступление Испании увеличит сельскохозяйственные площади ЕС на 30 %; население, занятое в сельском хозяйстве, — на 31 % ; число собственников земли — на 31 %. Приведет это и к существенным изменениям в области рыболовства (ежегодный объем улова рыбы в Испании составляет 2/3 объема всех стран ЕС) 53.
Из промышленных товаров серьезную конкуренцию может составить лишь текстиль (в Португалии — 42 % промышленного производства). Тяжелую проблему также представляет наличие в странах-кандидатах большого количества дешевой рабочей силы (1 млн. рабочих-португальцев во Франции, 200 тыс. — в ФРГ). Весьма значительна разница между уровнем жизни в странах-кандидатах и странах-членах: доход на душу населения в Португалии составляет всего 30 % от среднего уровня в странах ЕС.
Политические же трудности связаны в первую очередь с тем, что прием новых членов существенно осложнит и без того непростое функционирование институтов Сообщества: превращение «Европы десяти» в «Европу двенадцати» грозит еще более затруднить принятие решений по принципу единогласия.