Было время, когда США безоговорочно формирование экономического блока в Западной Европе как ступень на пути к более широкому, атлантическому объединению. «Мы не рассматриваем мощную и единую Европу в качестве соперника», — заявлял президент Дж. Кеннеди; напротив, она должна была, по его мнению, стать для США надежным партнером и верным союзником. Но с течением времени положение изменилось. В ряде случаев объединенные западноевропейские конкуренты стали наносить ощутимый ущерб американскому монополистическому капиталу. Это вызывает довольно болезненную и нервозную реакцию Вашингтона. В марте 1974 г. президент Р. Никсон прямо предупредил: США «но намерены смириться» с такой ситуацией, когда против них блокируются все участники «Общего рынка».
Естественно, что в своих политических взаимоотношениях с США Европейскому сообществу приходится проявлять высокую меру лояльности — как в силу классовой солидарности, так и по причине сохраняющейся зависимости от лидирующей державы НАТО, особенно в военно-политических вопросах. Постоянно предпринимаются попытки примирить европеизм и атлантизм, найти в теории и особенно на практике какую-то компромиссную интерпретацию этих двух линий политической стратегии. Но по мере обострения конкуренции на мировом рынке монополистические круги стран ЕС проявляют растущую заинтересованность в укреплении своих позиций именно на региональном уровне.
Это сложное переплетение центробежных и центростремительных тенденций, обусловленное самим характером взаимоотношений, складывающихся внутри империалистического лагеря, попытки привести их к одному знаменателю и характеризуют деятельность политических институтов Сообщества. Интеграционный процесс на уровне политической надстройки приобретает характер эмпирически находимого компромисса между этими тенденциями.