Преодолеть это противоречие призваны те шаги в направлении интернационализации политических структур в рамках ЕС, которые осознанно или неосознанно делает буржуазия ряда западноевропейских стран. При этом инструмент, прежде всего используемый буржуазией каждой страны для достижения данной цели, — это национальное государство.
Это не означает, однако, что феномен западноевропейской политической интеграции можно рассматривать лишь как производное от деятельности государств и только государств. Свою, и притом растущую, роль здесь играют и негосударственные рычаги, в частности буржуазные политические партии, средства массовой информации, различные «группы давления». Рабочий класс и средние слои также имеют возможность влиять на процесс политической интеграции через свои политические партии, профсоюзы, средства информации. Далее, некоторые институты Европейского сообщества, прежде всего его Комиссия и Парламент, пользующиеся определенной автономией по отношению к национальным государствам, тоже могут (пока, правда, в довольно узких пределах) играть определенную роль в развитии этого процесса.
Однако именно буржуазные государства региона представляют собой главный мотор реализации тенденций к интернационализации политической надстройки западноевропейской интеграции. Пока сохраняется, по выражению де Голля, «Европа отечеств»т именно эти «отечества» выступают главными действующими лицами интеграционного процесса в сфере политики, определяют его содержание и пределы. Они разработали и подписали Римский договор 1957 г., тем самым определив вплоть до наших дней основную политическую структуру Европейского сообщества ж функции его институтов. Они же, по взаимному согласию, адаптируют эту структуру и эти функции. И, несмотря на известную автономность Комиссии и Европейского парламента, те же национальные государства фиксируют их полномочия, назначают членов первой, определяют способ избрания второго. Через своих уполномоченных в Европейском совете, в Совете министров, в Комитете постоянных представителей и других инстанциях десять государств-участников совместно руководят основной политической деятельностью ЕС.
Такая преобладающая роль государств в развитии западноевропейской интеграции вообще, и политической в особенности, определяет цель данной главы. В ней рассматривается как то общее в установках и деятельности государств — членов ЕС, что обусловило создание и влияние на эволюцию ныне существующей политической надстройки Сообщества, так и особенности подхода каждого из них в отдельности к этим проблемам.