В современной обстановке в правящих кругах ФРГ пытаются избегать дискуссий о противоречивости «атлантизма» и «европеизма». Однако становление и развитие западноевропейского центра империализма объективно происходит в соперничестве с другими центрами, в первую очередь с США. Попытки Бонна сгладить противоречивость интересов США и Западной Европы порождают новые проблемы и в развитии западноевропейской интеграции, и в отношениях с заокеанским партнером.
Важнейшие компоненты западногерманской интеграционной политики — стремление обеспечить совместимость западноевропейских и американских интересов, ставка на сотрудничество с Францией и ориентация на собственную модель (создавая «объединенную» Европу, «сохранить непреложные принципы немецкой политики и перенести их, гибко приспособив, на Сообщество» 9) — вследствие своей внутренней противоречивости осложняли и осложняют реализацию Инициатив в направлении политической интеграции ЕС.
Что касается путей развития политической надстройки Европейского сообщества, то принцип федерализма, передачи существенных прерогатив суверенного государства органам находил в Бонне самую активную поддержку.
В известной мере он соответствовал западногерманской внутриполитической практике — соглашения оккупационного периода ограничивали суверенитет ФРГ; участие ФРГ в НАТО с полной интеграцией бундесвера в блоке явилось соответствующим прецедентом; на принципе федерализма построено само западногерманское государство. Формирование западноевропейского политического сообщества в виде федерации с передачей ряда важных функций органам ликвидировало бы в определенной мере особое положение ФРГ в Западной Европе, устранило бы существующее ущемление в правах, уравняло бы ее с другими государствами — участниками ЕС. Однако планы создания «объединенной Европы» в форме федерального союза породили настолько острые разногласия с Францией, что сама идея оказалась практически дискредитированной. С конца 60-х годов тактика Бонна заметно трансформировалась в сторону прагматизма. На смену амбициозным концепциям «Соединенных Штатов Европы» пришла политика постепенного продвижения в направлении политического сообщества, приемлемого для всех участников ЕС.