Общим для участников процесса западноевропейской интеграции является и стремление в какой-то мере воспроизвести в политической надстройке ЕС господствующий в их странах буржуазно-демократический строй. На данном историческом этапе эволюции соотношения классовых сил в мировом и национальном масштабах подавляющая часть западноевропейской буржуазии, учитывая катастрофический опыт фашизма в Германии, Италии и других странах, исходит в своей долгосрочной стратегии из того, что именно буржуазно-демократический строй представляет собой необходимую предпосылку жизнеспособности современного капиталистического общества. Буржуазия стран — членов ЕС не только сохранила (или восстановила) этот строй у себя дома, но и сделала его прообразом (хотя и с определенными модификациями) нового комплекса интернациональных политических институтов, образующего ныне политическую надстройку сообщества и являющегося одним из компонентов политической надстройки европейского капитализма в целом.
При этом, несмотря на многовариантность выдвигаемых различными государствами проектов строительства и совершенствования «верхнего (политического) этажа» Сообщества, все они стремятся обеспечить в политической системе ЕС характерное для развитого государственно-монополистического капитализма бесспорное преобладание исполнительных органов в ущерб представительным. Часто, и не без основания, при анализе курсов западноевропейских государств подчеркиваются различия между «наднациональным» и межгосударственным принципами строения политических институтов, противоречия в этой области между ФРГ, Италией, «Бенилюксом», с одной стороны, Франицей и Англией — с другой. Верно, однако, и другое; оба эти принципа в их практическом применении в течение тридцати лет оборачивались почти беспрерывным расширением полномочий исполнительных инстанций Сообщества как межгосударственного, так и «наднационального» типа, все большим удалением процесса принятия решений в политической надстройке ЕС от воздействия представительных органов, призванных по канонам буржуазно-демократического строя контролировать данный процесс.
Однако со второй половины 70-х годов с согласия всех государств — членов ЕС делаются попытки несколько сгладить данную диспропорцию, прежде всего путем введения с 1979 г. режима прямых выборов в Европейский парламент, что было предусмотрено еще Римским договором 1957 г. Хотя правящие круги стран Западной Европы, строя и совершенствуя структуру исполнительной власти, более чем на двадцать лет задержали реализацию этого положения, они оказались вынужденными в конце концов пойти на некоторое повышение статуса и роли главного представительного органа Сообщества.