Особенности политического механизма

В результате распределение власти на этом уровне оказалось далеко не таким, как представляли себе «отцы-основатели» западноевропейского интеграционного объединения, вдохновлявшиеся пафосом федералистских идей. Система центральных интеграционных институтов, как это будет показано ниже, все еще очень далека от превращения в институциональное ядро «Соединенных Штатов Европы».
Вместе с тем было бы неправильно рассматривать эти интеграционные институты как заурядную координационную инстанцию, аналогичную той, которая существует во многих международных организациях. Интенсивность осуществляемого в рамках этих институтов согласования между участниками; широкий спектр проблем, которые при этом затрагиваются; самостоятельная (хотя и ограниченная) политическая роль некоторых из этих интеграционных органов, определенная степень автономии по отношению к создавшим их государствам — все это позволяет говорить об уникальном статусе комплекса интеграционных институтов ЕС, рассматривать их как особое явление в практике отношений между развитыми капиталистическими странами.
Наряду с центральными интеграционными органами в политический механизм Европейского сообщества включаются также те институциональные структуры и организации, которые являются прежде всего участниками политической жизни входящих в объединение государств, но в своей деятельности ориентируются также и на достижение результатов, важных с точки зрения интеграционного развития. Сохраняя свой по преимуществу национальный статус, они становятся в то же время участниками интеграционного механизма — в той мере, в какой их позиции, их поведение, их политика способны повлиять на эволюцию и политический курс Европейского сообщества.