Вопрос об институционально-политических характерней интеграционного объединения

Различия между этими двумя компонентами политического механизма интеграционного объединения достаточно очевидны. В первом случае речь идет об институтах, которые создавались исключительно для обеспечения интеграционного развития; их деятельность обусловлена прежде всего потребностями такого развития, целиком и полностью вписывается в политическую надстройку Европейского сообщества и связана главным образом с обеспечением управляющего воздействия на западноевропейский интеграционный комплекс. Во втором случае в качестве «действующих лиц» интеграционного процесса выступают те силы, Которые функционируют прежде всего в национально-государственном контексте, — именно на этом уровне формируются их интересы, цели и политические ориентиры, и их интеграционное поведение является в известной степени производным от их деятельности в рамках соответствующих национально-государственных систем. В той мере, в какой национальные правительства, политические партии, различные внутри группы давления стремятся и могут оказывать воздействие на интеграционное развитие, они становятся одновременно и элементами политического механизма Европейского сообщества. Понятно, что на практике эти два компонента политического механизма Европейского сообщества тесно взаимосвязаны.
Вопрос об институционально-политических характерней интеграционного объединения всегда вызывал споры среди теоретиков и практических руководителей западноевропейской интеграции; иногда на этой почве возникали острые столкновения и кризисы в Европейском сообществе. Это и неудивительно: ведь речь шла о важнейших ориентирах политической эволюции Сообщества, о принципиальных основах его организационной структуры, а в более широком смысле — о той роли, которую должно играть интеграционное объединение в общественно-политическом развитии Западной Европы.