Отрицательное отношение к «наднациональному принципу»

Долгое время активной политической силой, сдерживающей наднациональное развитие Европейского сообщества, была Франция. Особенно жестких позиций по этому вопросу придерживался Париж во время президентства Ш. де Голля. Это создавало кризисные ситуации в «шестерке» и даже заводило ее деятельность в тупик, так как Франция блокировала продвижение Сообщества к «наднациональному принципу», хотя это и было предусмотрено Римским договором. Объяснялась такая позиция, по-видимому, прежде всего расчетом Парижа утвердить за собой статус лидирующей в интеграционном объединении политической силы, обладающей такими «аргументами», каких не было у других участников Сообщества: Статус — победительницы во второй мировой войне, наличие ядерного оружия, широкие экономические и политические связи с развивающимися странами (прежде всего из числа бывших колоний). Все это определяло особое положение Франции в интеграционной политической системе, а ее желание сохранить ото особое положение, естественно, оказывалось несовместимым с «наднациональным принципом». Примечательно, что в 70-х годах, когда лидирующий статус Франции в Европейском сообществе становится в силу ряда причин все более проблематичным, ее отрицательное отношение к «наднациональному принципу» стало приобретать несколько менее жесткий характер. Тем не менее Париж наряду с Лондоном остается главной оппозиционной силой по отношению к наднациональным проектам.
Следует вместе с тем заметить, что такие чисто различия между сторонниками и противниками носят в какой-то степени условный характер. Во-первых, внутри каждого из входящих в Европейское сообщество государств существуют самые разнообразные группы давления; некоторые из них могут поддерживать саму идею наднационального развития интеграционного объединения, другие — отвергать этот путь в принципе либо возражать против каких-то конкретных акций, имеющих, на их взгляд, слишком наднациональный характер. Хорошо Известно, к примеру, что в середине 60-х годов французский патронат занимал гораздо более благожелательную позицию по отношению к наднациональным планам, чем французское правительство. Во-вторых, важные коррективы даже в позицию сторонников вносила практика западноевропейского экономического развития, которая в 70-х годах с достаточной убедительностью продемонстрировала, что для любого (в том числе и крупного) государства имеет большое значение возможность сохранить в своих руках основные рычаги воздействия на хозяйственную жизнь.