Страны «Бенилюкса»

Такого рода соображения оказались важными и для стран «Бенилюкса», и для ФРГ, которым пришлось ослабить свой акцепт на наднациональные формулы.
По этим причинам вопрос о наднациональной эволюции Европейского сообщества поднимается сегодня в менее острой форме, чем в 60-е годы. Видимо, было бы преждевременным считать, что спор между противниками и сторонниками «наднационального принципа» завершился окончательной победой одного из этих двух подходов. Скорее, речь идет об установившейся в Европейском сообществе компромиссной практике, которая включает в себя элементы н того и другого. Определенные структурные компоненты интеграционного политического механизма воплощают в своей деятельности принцип межгосударствен кого сотрудничества; но есть и такие, в которых превалирует наднациональное начало.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в последние полтора-два десятилетия в Европейском сообществе происходит несомненное усиление тех инстанций, которые предназначены именно для координации позиций участии ков и разработки решений на основе общего знаменателя их интересов. В то же время органы, которые обладают наднациональными характеристиками и которые с самого начала предназначались для того, чтобы отстаивать интересы Сообщества как единого целого и противопоставлять этот «общий интерес» национальному эгоизму участников, в реальном политическом процессе, происходящем внутри интеграционного объединения, оказались оттесненными на второй план. В целом, как нам представляется, возникший в Европейском сообществе симбиоз значительно блинке к межгосударственному сотрудничеству, чем к наднациональным схемам. Эта характеристика, однако, справедлива лишь в самом общем приближении и отнюдь не означает, что наднациональный потенциал интеграционного объединения полностью сведен на нет.