Слабые стороны сложившейся в Европейском сообществе

Часто варьирующиеся экономические и политические интересы участников неизбежно усиливают центробежные тенденции — требуются постоянные усилия для того, чтобы не допустить деградации сложившейся системы, предотвратить снижение уровня политической интеграции.
Являясь институциональным воплощением интеграционного развития стран Западной Европы, политический механизм Европейского сообщества отражает глубокие внутренние противоречия империалистической интеграции.
Политический механизм Европейского сообщества не является неким застывшим образованием с неизменной структурой и постоянным набором компонентов. Развитие западноевропейского интеграционного объединения сопровождалось не только изменением функций отдельных органов сообщества и их роли в политическом процессе, но также и появлением новых институтов, которые первоначально не предусматривались ни Парижским, ни Римскими договорами, ни даже договором 1965 г. о слиянии руководящих органов ЕОУС, ЕЭС и Евратома. Чисто юридически различия между «официальными» органами Европейского сообщества и его институциональными новообразованиями, возникшими позднее, сохраняются и сегодня. Но если говорить о политической практике, то и те и другие могут быть с полным основанием отнесены к единой системе центральных интеграционных институтов.
На вершине институциональной пирамиды интеграционного сообщества находится так называемый Европейский совет — совещания глав государств и правительств входящих в объединение стран. Подобные встречи участников Сообщества проводились еще в 60-х годах, но спорадически, каждый раз для обсуждения возникающих перед интеграционным объединением острых проблем. С 1972 г. такие встречи в верхах организуются в «Общем рынке» ежегодно, а на Парижском совещании глав государств и правительств девяти стран в декабре 1974 г. таким консультациям было решено придать регулярный характер.