Включение Ирландии в интеграционный процесс

Участие Ирландии в западноевропейских внешнеполитических дискуссиях характеризуется более реалистическими позициями в оценке ряда мировых проблем по сравнению с некоторыми другими членами «десятки». Так, Дублин внес определенный вклад в разработку Венецианской декларации 1980 г., в которой члены Сообщества совместно сделали важный шаг на пути к полному признанию законных прав арабского народа Палестины. Ирландия высказывается в пользу существенного расширения объема экономической помощи Сообщества развивающимся странам. В начале 1982 г. она оказалась в числе тех членов «десятки», которые не спешили свертывать торговые связи с Советским Союзом в угоду требованиям США о введении странами Западной Европы экономических санкций против СССР и ПНР.
В то же время участие Ирландии в Европейском сообществе ограничивает ее политическую самостоятельность на мировой арене. В Дублине настолько отчетливо ощущают эту опасность, что 23 февраля 1982 г. тогдашний министр иностранных дел страны Дж. Дуг, выступая на пресс-конференции в Брюсселе, счел необходимым заявить, что «если от Сообщества будет исходить угроза внешнеполитическим интересам Ирландии, то ирландское правительство займет такую же обструкционистскую позицию, как греческое». В перспективе могут оказаться под угрозой такие важнейшие принципы внешней политики Ирландии, как неучастие в военных блоках, приверженность политике неприсоединения.
Как известно, Ирландия единственная среди стран Сообщества не является одновременно участницей Североатлантического договора. Этим определяется особое отношение страны к развитию западноевропейского сотрудничества в военно-политической сфере.
Ирландия не заинтересована в форсировании интеграционного процесса в военной области. Позиция Дублина играет известную роль в том, что до сих пор соответствующие проекты остаются нереализованными.
Впрочем, определенная часть правящих кругов страны, по-видимому, готова принести в будущем традиционный нейтралитет Ирландии в жертву укреплению экономических и политических связей с партнерами по Европейскому сообществу. Уступкой такого рода настроениям следует считать согласие Дублина на официальное включение в повестку дня регулярных внешнеполитических консультаций в рамках «десятки» вопросов, относящихся к сфере «политики безопасности», которую члены Сообщества, довольно искусственно, отделяют от сферы военной политики.