Внешнеполитические сферы

Весьма противоречив подход государств «Бенилюкса» к внешнеполитическим и военно-политическим аспектам интеграционного процесса. С одной стороны, в соответствии со своими федералистскими устремлениями их руководители, как это отражено в «докладе Тиндеманса», подчеркивают, что Сообщество должно со временем разрабатывать и осуществлять собственную внешнюю политику. При этом они не отрицают наличия тесной связи между внешней и военной политикой. С другой стороны, Голландия, Бельгия, Люксембург в военно-политической сфере отдают приоритет союзу с США в рамках НАТО, членами которой они являются со дня ее основания. Они с большой осторожностью относились в свое время к предложениям президента де Голля по развитию обособленной западноевропейской системы военных связей, что может, как они считали, ослабить атлантический военный союз. Они и впоследствии не изменили свою позицию.
Во внешнеполитической сфере правящие круги «Бенилюкса» заинтересованы в усилении роли на международной арене Комиссии ЕС по двум главным причинам. Во-первых, Комиссия — «надгосударственный» орган, руководство и аппарат которого пользуется значительной степенью автономности по отношению к национальным государствам: расширение ее международных функций влечет за собой одновременно и ограничение свободы действия отдельных «отечеств». Во-вторых, в соответствии с Римским договором, Комиссия, как показывает многолетняя практика, занимается преимущественно экономическими аспектами внешних связей Сообщества, почти не затрагивая глобальных военно-политических проблем, относящихся, по представлениям лидеров «Бенилюкса», к компетенции НАТО. Это не означает, что Голландия, Бельгия, Люксембург отрицают целесообразность деятельности как механизма согласования внешнеполитических курсов членов ЕС на межгосударственной основе, так и Еврогруппы НАТО. Они принимают активное участие в этих организациях, а также в Европейской группе программирования. Вместе с тем во внешней и военной политике государств «Бенилюкса» эти организации играют значительно менее весомую роль, чем во внешней и военной политике «большой тройки».