Возникновение первого в мире социалистического государства

В годы «холодной войны» международно-политические стимулы для центростремительных тенденций в Западноевропейском регионе возникали прежде всего в результате того, что взаимоотношения государств двух противоположных систем в этот период времени характеризовались жесткой конфронтацией.
Во второй половине 60-х годов и особенно в первой половине 70-х годов международно-политическая обстановка значительно изменилась в сторону разрядки. Это не означает, что классовые стимулы для объединительных тенденций в Западной Европе ослабли. Они просто несколько модифицировались. Правящие круги западных держав рассчитывали использовать разрядку как рычаг давления на СССР и его союзников, сделать ее средством вмешательства в их внутренние дела с целью трансформации общественной структуры социалистических стран, ослабления единства в рамках СЭВ, а также чтобы заставить социалистические государства отказаться от некоторых важных элементов своего внешнеполитического курса, прежде всего — от поддержки национально-освободительного движения.
Сторонники такой стратегии полагали, что социалистические государства окажутся вынужденными заплатить эту «цену» за разрядку лишь в том случае, если западноевропейские страны будут достаточно единодушны в выдвижении своих требований. Это создавало дополнительные предпосылки именно для политической интеграции в рамках Европейского сообщества — точнее, для формирования элементов единого внешнеполитического поведения участвующих в этом объединении государств. Действительно, в условиях разрядки заметно активизировались взаимные многосторонние консультации стран ЕС по внешнеполитическим вопросам. Особенно четко эта тенденция проявилась при подготовке и проведении общеевропейского совещания, Белградской и Мадридской встреч. Государства — члены ЕС по сути создали новый механизм согласования своей внешней политики по проблемам, касающимся хельсинкского процесса. Как показывает опыт последнего времени, эта сфера мировой политики сохраняет свое значение в качестве катализатора интеграции внешней политики и в условиях осложнения отношений между двумя системами, которое наблюдается с рубежа 70-80-х годов.