В 70-х — 90х годах по французской инициативе в политической системе «Европы девяти» появляются новые институты межгосударственного сотрудничества, созданные вне рамок Римского договора. Это институт так называемого «политического сотрудничества» во главе с Политическим комитетом, который стал заниматься международно-политическими проблемами, остававшимися до тех пор заповедной зоной национального суверенитета государств — членов ЕС. На первых порах новый институт функционировал подчеркнуто сепаратно от институтов, созданных Римским договором. При Помпиду было положено начало и регулярному политическому сотрудничеству «девятки» на уровне глав государств и правительств, что впоследствии привело к появлению Европейского совета.
Но вскоре французские амбициозные планы, связанные с «углублением и завершением» строительства Европейского союза, затрещали под грузом межимпериалистических противоречий внутри «девятки», которые вспыхнули с особой силой в условиях валютного, энергетического и экономического кризисов, поразивших западный мир в середине 70-х годов.
К этому времени изменилась внутриполитическая обстановка во Франции: закончилась полоса бесспорной политической гегемонии голлистской партии; перед лицом сближения левых партий происходила консолидация вокруг нового президента Валери Жискар дЭстена правоцентристских сил, французских «европеистов» и «атлантистов», к которым постепенно подстраивались и голлисты. В условиях такой классовой поляризации и обострения социально-политической обстановки возросло воздействие «внутреннего» фактора на внешнюю политику. В стране развернулась острая политическая дискуссия по проблемам политической интеграции в Западной Европе. В рядах правящего большинства борьба шла главным образом между голлистами и «европеистами», а в рядах оппозиции — между коммунистами, последовательными защитниками национального суверенитета, и социалистами. Считаясь с этими обстоятельствами, новый президент, обрисовывая цели своей политики, выдвинул лозунг: «Единая Франция в конфедеральной Европе». Одновременно сказалось действие и внешнего фактора, в частности смены политического руководства в Англии и ФРГ, что не могло не повлиять на политический климат в Сообществе. На этом этапе усиливается тенденция к совместному поиску решений сложных проблем в рамках «треугольника» Лондон-Париж-Бонн.