С другой стороны, те факторы, которые стимулируют координацию и согласование политики государств империалистического лагеря, далеко не всегда ограничивают свое действие масштабами Западноевропейского региона, зачастую носят более глобальный характер. В таких случаях элементы «общего» подхода нередко разрабатываются в рамках более широкого круга государств, и тогда соответствующие механизмы — различные натовские структуры, совещания «большой семерки», «трехсторонняя комиссия; и т. п. — превращаются в какой-то степени в конкурирующие инстанции по отношению к тем институтам, которые развиваются в процессе формирования политической надстройки Европейского сообщества. Наконец, политическая интеграция сдерживается несовпадением во многих вопросах внешнеполитических интересов самих западноевропейских государств, их взаимной конкуренцией на международной арене (в том числе и внутри Европейского сообщества), разным характером тех политических целей, которые связывают они с деятельностью и дальнейшим развитием интеграционного объединения.
Таким образом, в современном международно-политическом развитии складываются как предпосылки, так и препятствия для западноевропейской политической интеграции. Баланс этих внешних факторов, стимулирующих или сдерживающих политическую интеграцию, может меняться в зависимости от многих конкретных обстоятельств. Но в общей динамике международно-политического развития выявляются такие тенденции, которые в целом создают благоприятную почву для углубления интеграционных процессов в Западной Европе.
Объективную основу возрастания удельного веса интеграционных проблем во внешнеполитических установках и практике западноевропейских государств, а также усиления тенденции к распространению интеграции на все сферы политики составляет противоречие между интенсивно развивающимся процессом сближения, взаимодействия и переплетения их национальных хозяйств, в данном случае — в рамках Западной Европы, и национальным характером политической надстройки современного капиталистического общества.