Главной интеграционной группировкой среди этого каскада организаций, возникших в конце 50-х годов, стало ЕЭС, в котором объединились самые крупные державы Западной Европы. Здесь ставились наиболее радикальные цели как в общеэкономическом, так и в социально-политическом плане. Классовое содержание интеграционной стратегии западноевропейской буржуазии, предельно четко сформулировал в свое время первый председатель Комиссии ЕЭС В. Халынтейн: «Создание ЕЭС в своей основе мотивировано социальными причинами и задумано как средство социально-политической стабилизации в Западной Европе». Хотя классовые основы этой группировки по понятным причинам не афишировались, вдохновители, организаторы и поклонники ЕЭС достаточно откровенно высказывали свои надежды в этом плане.
Ожидалось прежде всего, что создание крупного регионального рынка и сопровождающие его структурные сдвиги в промышленности и сельском хозяйстве повлекут за собой долговременный экономический рост, повышение занятости, благосостояния, а следовательно, устранят те материальные основы, на которых, по мнению буржуазных и реформистских идеологов, вырастает социальный протест и революционное движение. «Нет никакого сомнения: интеграция обогащает, — писал западногерманский социолог Дитер Штольце. — Возникающий большой рынок повысит эффективность экономики во всех странах-партнерах и тем самым позволит улучшить жизнь миллионов европейцев. Но его влияние, естественно, не ограничится только улучшением материальных условий существования, он принесет с собой глубокие социальные изменения». С завершением интеграции, добавил он, «коллективная бедность, которая так долго определяла события на нашем континенте, станет легендой». Идеологи правящих кругов надеялись, что с развитием интеграции станет забытой легендой, уйдет в прошлое и классовая борьба, и Народный фронт, а социальная революция станет беспредметной.
Такого рода идеи особенно активно проповедовали различных оттенков. Один из главных социал-демократических теоретиков региональной интеграции шведский экономист Гуннар Мюрдаль писал в середине 50-х годов: «В основе своей экономическая интеграция — не только и даже, может быть, не главным образом экономическая проблема, но и проблема политической науки, социологии, социальной психологии.