Специфические проблемы

Специфические проблемы здесь порождают как особый военный статус Франции в Североатлантическом союзе, так и «комплекс германской опасности». Эти два обстоятельства обусловливают противоречивость позиции французских правящих кругов по вопросам распространения западноевропейского интеграционного процесса на военную сферу. В период Пятой республики французская концепция военно-политического союза «малой Европы» была основана на принципе межгосударственного сотрудничества суверенных государств, что гарантировало бы Франции сохранение преимущественных позиций в военной и, в частности, в ядерной области перед лицом ее двух крупнейших партнеров — соперников в Западной Европе — Англии, чьи стратегические силы находились в зависимости от США, и ФРГ, ядерные возможности которой юридически ограничены.

Французские планы развития военно-политического сотрудничества в «Европе шести» сочетались в первые годы Пятой республики с установкой на вывод страны из военной организации Североатлантического союза и переход к независимой политике в военной области (проводимой, впрочем, при тесных контактах с руководством Североатлантического союза). В данном курсе руководителей Пятой республики, объективно имевшем антиамериканскую направленность, было заложено глубокое противоречие с позицией других западноевропейских стран, военная политика которых базировалась на тесном военно-политическом союзе с США в рамках НАТО.

Это противоречие обусловило несостоятельность соответствующих французских планов.

В начале 70-х годов, при Ж. Помпиду, Париж, как уже отмечалось, возвращается к активной политике в ЕС и, в частности, вновь обращается к проблеме военно-политического сотрудничества западноевропейских стран, с Англией даже обсуждается проблема двустороннего ядерного сотрудничества. В Сообществе по французской инициативе весной и летом 1973 г. активно дебатируются проблемы «обороны» Западной Европы. Предпринимаются попытки оживить деятельность Западноевропейского союза (ЗЕС) в качестве организационного центра военно-политического сотрудничества западноевропейских стран. Однако французские инициативы не получают развития.